Обгон, опережение и встречный разъезд.

Обратите внимание на то, что определение «Обгон» было существенно изменено 20 ноября 2010 г. Если до того под обгоном понималось опережение одного или нескольких транспортных, связанное с выездом из занимаемой полосы, то теперь обгон – это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на встречную, и с последующим возвращением на свою половину проезжей части.  На дорогах с четырьмя полосами выезд на встречную запрещён.

Поэтому обгон – это манёвр, имеющий отношение к узким дорогам, по одной полосе в каждую сторону. Правда, возможен вариант, когда на дороге всего три полосы,  разделённых прерывистыми линиями разметки. В таком случае средняя полоса общая и может использоваться как нами, так и встречными, для поворота налево, разворота и обгона. Раз её могут использовать встречные, то можно условно назвать её встречной. Ехать по ней при свободной правой нельзя. Если честно, не смогу вспомнить, где есть такая дорога.

Вспомним о том, что существует два дорожных знака, имеющих отношение к обгону. Знак 3.20 «Обгон запрещён» Znak-3.20запрещает обгон всем всех, кроме велосипедов и мопедов, гужевых повозок, двухколёсных мотоциклов и тихоходных транспортных средств.  

Тихоходными называют транспортные средства, на задней части 

которых закреплён опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство»

i

. Скорее всего такое транспортное средство едет медленно, максимальная конструктивная скорость, установленная для него предприятием-изготовителем, не больше 30 км/ч. Однако какова его скорость в действительности в данный конкретный момент – совсем другой вопрос.  Интересно отметить, что до 20 ноября 2010 г. Знак 3.20 не допускал никаких исключений, в зоне его действия нельзя  было обгонять никого.

Знак 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещён»

Znak-3.22запрещает обгон грузовым автомобилям с

разрешённой максимальной массой больше 3,5 тонн. Никаких исключений знак не предполагает. Нельзя обгонять никого.

В ПДД перечислены места, где запрещён обгон.

1. На мостах, под ними и в тоннелях;

2. На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;

3. На железнодорожных переездах и за 100 м перед ними;

4. На регулируемых перекрёстках;

5. На нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной;

Довольно витиеватая формулировка. Говоря проще, обгон разрешается на нерегулируемом перекрёстке если мы движемся по главной дороге. Однако с точки зрения безопасности, пользоваться такой возможностью следует очень осторожно, особенно при обгоне крупного грузового автомобиля, который существенно ограничивает видимость. Из-за обгоняемого мы можем не увидеть, как с пересекаемой дороги нам навстречу выезжает другой автомобиль, водитель которого в свою очередь не видел нас из-за того же грузовика.

Безымянный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. В местах с ограниченной видимостью;

7. В конце подъёма(по сути это тоже ограниченная видимость, когда за вершиной подъёма водитель не видит встречной).

 

Ещё некоторые ограничения, которые должен учитывать водитель при обгоне. Нельзя обгонять обгоняющего. Нельзя обгонять, если нас обгоняют. Обгоняемый не должен препятствовать обгону увеличением скорости или иными действиями.

ПДД регламентируют поведение водителя, намеревающегося начать обгон. Он должен убедиться в том, что встречная, на которую ему нужно перестроиться для опережения обгоняемого, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Как это сделать, в правилах не объясняется. Однако можно порекомендовать один способ оценки безопасности обгона. Правда этот способ связан с необходимостью оценки расстояний, что само по себе является довольно сложной задачей. Если говорить коротко, то начинать обгон имеет смысл только в том случае, если мы просматриваем встречную на расстоянии как минимум в три раза дальше точки возврата. Под точкой возврата подразумевается место, где мы планируем закончить обгон, исходя из динамических характеристик нашего автомобиля и скорости обгоняемого. При этом следует помнить, о том, что обгон в любом случае является одним из самых опасных манёвров(вернее обгон — это три манёвра). Опасность объясняется наличием нескольких непредсказуемых факторов. 1 — Обгоняемый может начать увеличивать скорость, хотя по Правилам это запрещено. 2 — Встречный автомобиль может двигаться с большим превышением скорости. 3 — Нам навстречу с прилегающей дороги может выехать какое-то транспортное средство. То есть всегда присутствует Его Величество Случай. В настоящее время мы готовим к выпуску Учебное пособие «Обгон и дистанция», где будут подробно описаны все нюансы, связанные с ПДД и безопасностью.схема обгона 2

При затруднённом встречном разъезде в узком месте уступает тот, с чьей стороны препятствие. Наша сторона справа, так как в России правостороннее движение. А вот если препятствия с обеих сторон, или проезд просто узкий, а препятствий вообще нет, то уступает тот, кто умеет ездить задним ходом. Правила не регламентируют поведение водителей в этом случае. Как часто бывает в реальной жизни, разъезжаться будем «по договоренности».  И последнее в этой теме. При затруднённом встречном разъезде на уклоне преимущество имеет тот, кто движется на подъём.