Безопасная дистанция.

 

Тема безопасной дистанции имеет непосредственное отношение к разделу «Безопасность дорожного движения», которая как таковая отсутствует в Правилах дорожного движения, но присутствует в сборнике задач теоретического экзамена в ГИБДД, что естественно. Формально в Правилах дистанция упомянута в п.9.10.(Раздел «Расположение транспортных средств на проезжей части»). Сначала скажем несколько слов о дистанции в неподвижном состоянии. Вы подъезжаете к светофору, горит красный, запрещающий сигнал, и вы останавливаетесь за каким-либо автомобилем. На каком расстоянии надо останавливаться? Правила по этому поводу ничего не говорят. А вот как хотите, так и останавливайтесь. Хоть в 5 см от заднего бампера стоящего перед вами автомобиля, если вам так хочется и если вы при этом чувствуете себя комфортно. Однако что-то нам подсказывает, что с точки зрения удобства, безопасности и здравого смысла стоит останавливаться несколько дальше.

Так на каком же расстоянии? Есть простая и лёгкая в применении рекомендация: останавливаться за стоящим перед вами автомобилем стоит так, чтобы вы могли, не применяя задний ход, объехать передний автомобиль. Специалисты по транспортной безопасности давно предложили простой способ оценки такой возможности. Проще просто некуда. Останавливайтесь таким образом, чтобы вы могли видеть, как задние колёса впереди стоящего автомобиля касаются поверхности дороги. Чем меньше вы ростом, тем дальше остановитесь. И это хорошо. Многое зависит от геометрии кузова вашего автомобиля. Однако, неоспоримо то, что в подавляющем большинстве случаев, независимо от марки и модели вашего авто и авто, стоящего перед вами, если вы остановились так, что видите задние колёса стоящего впереди, то сможете безо всяких сомнений, не применяя задний ход, объехать передний автомобиль, если его водитель по каким-то причинам не в состоянии продолжить движение. Возможно, это покажется кому-то мелочью, но всё же приятно, хотя может пригодиться в одном случае из ста.

Теперь переходим к дистанции в движении. Хотя в Правилах и упоминается о ней(п.9.10), однако ничего конкретного в этом самом пункте 9.10 мы с вами не прочитаем. Правила гласят, что дистанция должна быть такой, чтобы вы могли избежать столкновения. Понятное дело, с кем. С автомобилем, движущимся перед нами. Рекомендация, наполненная глубоким смыслом и при этом полностью, абсолютно лишённая конкретики. Если уж на то пошло, так можно было вообще Правил не писать, а просто все эти несколько десятков страниц мелкого шрифта и рисунков заменить одной простой и понятной фразой — Ездите так, чтобы избегать столкновений.

Ну а если серьёзно? Раз авторы Правил ничего конкретного нам не сообщают, не дают никаких критериев оценки безопасности этой самой дистанции, то на помощь нам вновь приходят те же специалисты по транспортной безопасности, которые уже давно знают о таких критериях оценки.

Вопрос не так прост, как кажется, поэтому начнём издалека. Сразу скажем о том, что дистанцию в движении будем измерять и оценивать не в метрах, а в секундах. На первый взгляд это может показаться весьма странным, однако, немного подумав, мы обязательно придём к заключению о том, что измерение дистанции в секундах — это очень правильно, разумно, и вообще здорово. Во-первых — водителю для того, чтобы увидеть опасность, оценить её, принять решение и выполнить действие, а автомобилю — чтобы откликнуться на управляющее воздействие водителя, нужно время. Обратите внимание — не метры, а секунды нужны водителю. Во-вторых — измерять дистанцию в метрах слишком рискованно. Ошибиться легко. На одном из семинаров по безопасному вождению профессиональным водителям(а в зале их было больше 30 человек) мной был задан вопрос о длине зала, в котором мы с этими водителями в данный момент находились. Люди добросовестно и не торопясь посмотрели, подумали и каждый назвал свою цифру. Результат был поразительным. Минимальная цифра — 10 м, максимальная — 25 м. Важно заметить, что действительная длина зала по большому счёту не имеет значения. Не столь важно и то, что часть участников семинара могли оценить длину зала достаточно точно. Дело в другом. Даже зная расстояние точно, нам предстоит ещё понять, а достаточно ли этого расстояния для того, чтобы избежать неприятностей, а для этого, как вы понимаете, желательно точно знать свою скорость и состояние дорожного покрытия. А знать точно свою скорость и иметь полную информацию о состоянии дорожного покрытия(коэффициент трения) — невозможно. Если мы согласимся с предложением измерять дистанцию в секундах, то избавим себя от одной из проблем. Нам уже не будет необходимости учитывать зависимость дистанции от скорости. Ведь чем быстрее мы едем, тем больше должна быть дистанция между нами и едущим впереди автомобилем. Наверное, это очевидно и не требует доказательства. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь и тем сложнее управлять автомобилем. А вот если мы измеряем дистанцию в секундах, о скорости можно забыть. Вернее, можно забыть о зависимости дистанции от скорости. Ведь чем быстрее мы едем, тем большее расстояние проезжаем за одну секунду. Для примера: на скорости 100 км/ч автомобиль за секунду проезжает около 27 м, а на скорости 60 км/ч примерно 17 м. То есть, дистанция в секундах одна и та же, но на большей скорости метров будет больше, вот и всё. Удобно, не правда ли?

Какую же дистанцию считать безопасной? За отправное значение возьмём по вполне понятным причинам время реакции человека. Вот это да! А где же нам его взять, это самое время реакции? Вы можете определить его самостоятельно, а можете и в справочниках посмотреть, в интернете. Имеется в виду время простой реакции, без выбора. Время сложной реакции, с большим количеством возможных вариантов выбора, вполне естественно будет гораздо больше. Как определить это время самостоятельно? Довольно просто. Вы берёте ученическую линейку длиной не менее 30 см за тот конец, где стоят цифры 30, а испытуемый должен поставить свои пальцы там, где стоит цифра 0. Задача испытуемого состоит в том, чтобы поймать линейку, которую вы неожиданно отпускаете. За время реакции испытуемого линейка пролетает некоторое расстояние и цифры, возле которых пальцы испытуемого поймали линейку, показывают это расстояние. Затем мы берём формулу для равноускоренного движения из школьного курса физики S=gt2 /2. S — это расстояние, которое пролетела линейка, g — ускорение свободного падения 9,81 м/с2,  t — искомое нами время реакции. Если в результате вы получили значение около 0,15 с, это значит, что ваш испытуемый находится в добром здравии, не с похмелья, выспался и, что не менее важно, вам, скорее всего, удалось простимулировать, то есть, заинтересовать его отнестись к вашему эксперименту добросовестно. Значение 0,15 с является минимально возможным и определяется скоростью прохождения электрических импульсов в нервных окончаниях. Его нельзя уменьшить.

С временем простой реакции человека всё понятно, а какую величину принять за время реакции водителя? Водитель тоже человек, но задача у него сложнее. Ведь водителю надо не линейку поймать. Ему надо наблюдать за обстановкой вокруг автомобиля в поисках опасности, а, обнаружив её, оценить, принять решение, выполнить действие. Да и это ещё не всё, так как автомобилю тоже требуется некоторое время для отклика на управляющее воздействие водителя. Оказывается, тормозная система не может сработать мгновенно. Есть также такое понятие, как время нарастания тормозного усилия. Поэтому, с учётом всего сказанного, принято считать время реакции водителя примерно равным 1 с. Простая и лёгкая для запоминания величина. Специалисты по безопасности дорожного движения предлагают добавить на всякий случай ещё 1 с. В результате мы получаем для минимальной безопасной дистанции величину 2 с. Она называется минимальной безопасной, так как не учитывает неблагоприятных факторов. Но если эти неблагоприятные факторы присутствуют, то дистанцию нужно увеличивать. Факторов этих насчитывается 6.

1-ый – плохая видимость. Официально такого термина не существует, однако есть «Недостаточная видимость» и «Тёмное время суток». Вот эти два термина и включены в понятие «Плохая видимость». 2-ой – Скользкая дорога. На реальной дороге коэффициент трения может варьироваться от 0.05 на влажном гладком льду до 1 на сухом свежем асфальте. Всё относительно. Но смысл довольно прост: пошёл дождь – дорога стала скользкой. Съезжаете вы с укатанного снега на чистый лёд – дорога становится ещё более скользкой.

3-ий – Состояние водителя, усталость, утомление, болезненное состояние.

4-ый – за нами едет близко другой автомобиль. Если мы резко затормозим, он нас догонит.

5-ый – перед нами едет автомобиль, перед которым мы не видим дороги. В этом случае мы лишены возможности прогнозировать развитие дорожной ситуации.

6-ой – мы движемся под уклон, спускаемся с горки. В этом случае тормозной путь у нас увеличивается.

Смысл в том, что на каждый неблагоприятный фактор водитель должен увеличивать дистанцию на 1 с. Если вам лень считать все эти перечисленные нами неблагоприятные факторы или просто душа к этому не лежит, то можете действовать немного по-другому. Если вас что-то напрягает или тревожит, даже если вы не очень понимаете, что именно, то увеличивайте дистанцию. Если вас что-то тревожит сильно, то ещё больше увеличивайте дистанцию. Если тревожность остаётся, то имеет смысл остановиться и посидеть и спокойно подумать о том, в чём причина тревожности. Возможно, будет разумным отказаться от поездки.

Теперь практическая рекомендация по поводу того, как же на реальной дороге применять этот способ измерения дистанции в секундах. Всегда в процессе движения на самой дороге, или вдоль проезжей части рядом с дорогой присутствует множество ориентиров, за которые водители могут «зацепиться» взглядом. Это могут быть рекламные щиты, фонарные столбы, деревья и даже трещины в асфальте. Ясная погода, едем по МКАД за движущимся перед нами автомобилем. Тень от эстакады, пересекающей МКАД, падает на проезжую часть. Вы чётко видите, как передний автомобиль въезжает в эту тень. Начинаем отсчёт: тысяча один, тысяча два, тысяча три. В тот момент, когда мы сами въезжаем в тень, счёт прекращаем и таким образом получаем дистанцию в секундах. С помощью слова «тысяча» мы искусственно замедляем счёт, так чтобы всё же на каждый счёт проходила одна секунда. Можно потренироваться с секундомером. Важный момент – нам не нужна особая точность в оценке дистанции. Важно знать, что сейчас дистанция три секунды, а не одна.

 

Дстанция 2 сек.

Постоянно считать дистанцию необязательно. Достаточно сделать это пару раз в течение дня для поддержания навыка. И имейте в виду – если вы возьмёте привычку ездить постоянно на дистанции 1 с, то рано или поздно воткнётесь в переднего. Это только вопрос времени.

Пример из практики. В 2006 г у меня была ученица. Не пугайтесь, она и сейчас есть, только теперь она не ученица. Она успешно водит автомобиль. Но тогда мы только учились безопасному вождению. В том числе учились соблюдать безопасную дистанцию в полном соответствии с теми принципами, о которых я только что вам рассказал. Учились не только и не столько теоретически, но в первую очередь практически, в процессе реального дорожного движения. Ученица была молодой самостоятельной дамой, которая своим собственным трудом заработала на новую NISSAN MICRA. В какой-то момент она прекратила обучение, хотя мне казалось, что можно бы взять ещё несколько занятий для закрепления навыков. Хотя вы можете сказать, что мне хотелось заработать больше денег. Конечно, я обучаю своих учеников не бесплатно, однако у каждого автоинструктора со временем вырабатываются свои учебные стандарты. Я чувствовал, что могу дать этой ученице больше полезной информации за разумное время. А денежный вопрос – дело житейское. Насильно нельзя заставить человека учиться. Тем более, что учёба требует не только денег, но и времени, и, что является наиболее важным моментом, определённых усилий и рабочего настроя. Вы можете заплатить приличные деньги и потратить много времени, но если у вас нет настроя на учёбу, всё будет почти зря.

Через некоторое время ученица позвонила мне и поделилась печальной новостью – она попала в ДТП. Она ехала в плотном транспортном потоке, впереди выбежал «гаишник», машущий полосатой палочкой, передний автомобиль начал экстренно тормозить, моя ученица начала тоже экстренное торможение. Она чувствовала, что успевает остановиться, избежав столкновения, как того требуют ПДД. Однако в этот момент она получила удар сзади и воткнулась в передний автомобиль. Не нужно быть семи пядей во лбу для того, чтобы догадаться: удар сзади во время торможения – задний автомобиль ехал очень близко от вас. Вы воткнулись в передний автомобиль – вы сами держали слишком малую дистанцию до переднего. Поэтому вполне естественными были два моих вопроса, адресованные ученице. Первый: какую дистанцию вы держали до переднего? Ученица задумалась и как бы нехотя сообщила, что 2 сек. не было. Радовало хотя бы то, что она помнит о правиле двух секунд. Второй вопрос: вы видели, что за вами близко едет автомобиль? Ответ меня тоже обрадовал, потому что ученица не задумываясь ответила: ДА. Если вы вспомните наши рассуждения о том, что на каждый неблагоприятный фактор дистанцию нужно увеличивать на одну секунду, мы придём к выводу, что наличие сзади автомобиля, движущегося на малой дистанции, заставляет нас увеличить дистанцию на 1 сек. Кроме того, так как ученица откровенно призналась, что дистанция впереди была меньше одной секунды, мы можем сделать разумное предположение о том, что дистанция эта была около 1 сек. Рассуждения простые – двух секунд не было, значит берём среднее от нуля до двух, получается одна секунда.

А теперь решающий момент. Минимальная безопасная дистанция в данной ситуации должна была составлять как минимум 3 сек., так как присутствовал по крайней мере один неблагоприятный фактор в виде близко едущего сзади автомобиля. Однако на самом деле дистанция была около 1 сек. Нельзя забывать о том, что наличие других неблагоприятных факторов(если они были) только увеличило бы разницу между необходимой и действительной дистанцией.

Согласитесь с тем, что если минимальная безопасная дистанция 3 сек., а в действительности вы располагаете лишь 1 сек., то исход предрешён. Стоит едущему впереди начать неожиданно тормозить, мы попадём в тиски между передним и задним автомобилями. Выход прост. Увеличение дистанции до переднего. Многие говорят о том, что ехать на правильной дистанции в условиях Москвы невозможно. На скорости 60 км/ч «правильная» дистанция в описанной сейчас ситуации, при наличии и сзади от нас близко едущего автомобиля составила бы 3 сек., то есть около 50 м. Большинство слушателей курсов безопасного вождения говорят, что сохранять такую дистанцию невозможно. Обязательно кто-то влезет.

Я бы согласился с таким мнением. Однако хотелось бы напомнить о том, что тот, кто хочет сделать дело, ищет возможности, а тот, кто дело делать не хочет, ищет оправдания. Противники «правильной» дистанции априори исходят из убеждения в том, что ехать на такой дистанции невозможно. А вы попробуйте.