Как трогаться в горку со стояночного тормоза (ручника)?

стояночный_миниТема начала движения (или трогания, как принято говорить на водительском жаргоне) на уклоне или горке, довольно актуальна. Хотя осенью 2013 г. одним из нововведений стала возможность сдавать практический экзамен по вождению на автомобиле, используя автоматическую трансмиссию, до сих пор на практике экзамен на «автомате» не принимают, и когда начнут — неизвестно. Может вообще не начнут. Та же история и с новыми категориями. Их теперь аж 16 вместо прежних 5.
Правда и раньше были некоторые нюансы типа Е к В или Е к С. Но всё же раньше такой неразберихи не было. Ввели категорию «М». Однако практический экзамен на мопедах тоже не принимают, поэтому они, эти самые мопеды сейчас, если можно так выразиться, вне закона, что ни в коей мере не мешает народу спокойно на мопедах ездить.
Я упомянул «автомат» потому, что начало движения на уклоне на автомобиле с автоматической трансмиссией имеет свои особенности. По моим наблюдениям и опыту, могу сказать, что если у вас будет автомобиль с «обычным» автоматом, то трогание на горке скорее всего не будет представлять особой  сложности. Такие коробки не имеют тенденции откатываться на горке. Поэтому у водителя обычно есть запас времени спокойно перенести правую ногу с педали тормоза на педаль газа. Даже если машина слегка и начнёт движение назад, то плавно и как бы нехотя. Это конечно же вселяет уверенность в водителя, особенно в неопытного.
Однако на так называемых «роботизированных» коробках автомобиль имеет обычно ярко выраженную тенденцию на горке откатываться довольно энергично назад, если водитель  убирает ногу с педали тормоза. Можно конечно порекомендовать владельцу автомобиля с автоматом попробовать потренировать работу с педалью тормоза левой ногой для того, чтобы не тратить время на перенос правой ноги с педали тормоза на педаль газа, однако надо иметь в виду, что на автомате не рекомендуется одновременно нажимать и на газ, и на тормоз. А если мы с тормозом работаем одной ногой, а с газом другой, то вполне вероятно, что случайно можем одновременно нажать и на газ, и на тормоз.
Так что если решите учиться работать с тормозом левой ногой, имейте в виду, что задача эта серьёзная и учиться надо основательно и упорно.
А сейчас вернёмся к вопросу о трогании в горку на «механике».

2014627143857Даже в экзаменационных билетах в ГИБДД есть вопрос, касающийся трогания в горку: в какой момент
надо отпускать стояночный тормоз? «Правильный» ответ звучит так: одновременно с началом движения. Мне кажется, что человек, придумавший такой вопрос и такой ответ, никогда не обучал вождению.

Поделюсь своим опытом, который приобретён за несколько лет обучения реальных водителей-новичков. Возможно, это поможет начинающим  водителям более осознанно подойти к тому, как научиться начинать движение на уклоне комфортно и безопасно.
Исходное положение: стоим на горке, стояночный тормоз затянут, включена нейтральная передача, все педали отпущены. Конечно, при этом стояночная тормозная система должна быть исправна. То есть, она должна быть способной обеспечить неподвижное состояние транспорного средства с полной нагрузкой(имеется в виду разрешённая
максимальная масса) на уклоне до 16 % включительно.

Стоит отметить, что исправность стояночной тормозной системы на мой взгляд является одним из непременных условий обеспечения нашей с вами безопасности при эксплуатации транспортного средства.

Представим, что и перед нами, и за нами на горке стоят транспортные средства.
Тренироваться же желательно в условиях, когда ни перед вами, ни за вами никого нет. Однако представляем, что мы не одни. К примеру, перед нами стоит несколько автомобилей, остановившихся перед светофором.
Мы видим, что загорается зелёный. Совершенно необязательно стараться любой ценой тронуться с места как можно быстрее. При этом, и я об этом заявляю совершенно серьёзно и авторитетно, совершенно необязательно стремиться сделать «что-то» одновременно с «чем-то», а конкретно — отпустить стояночный тормоз одновременно с началом
движения. Рад вам сообщить, что если мы сделаем всё правильно, то автоматически начало движения совпадёт с моментом, когда мы отпустим стояночный тормоз.
А теперь подробное описание наших практических действий.

Загорелся зелёный, выжимаем сцепление, естественно левой ногой, правую ногу ставим на педаль газа.
Обращаю внимание на то, что левой ногой со сцеплением работаем, отрывая пятку от пола, то есть, на весу. Работаем не голеностопом, а коленным суставом.

Те новички, которые стараются не отрывать пятку левой ноги от пола, обычно испытывают проблемы. Чаще всего размера ступни не хватает, а ход педали сцепления большой.

Так что ещё раз — со сцеплением работаем, отрывая пятку от пола. Вспомним, как мы трогаемся на горизонтальной поверхности. Плавно, но уверенно начинаем отпускать(не бросать) педаль сцепления, одновременно нажимая правой ногой на педаль газа. У педали сцепления есть определённое положение, в котором сцепление, как принято говорить, начинает «схватывать».

Ведомый и ведущий диски в этом положении педали сцепления соприкасаются и сцепление начинает работать. Мы можем почувствовать это потому, как автомобиль в этот момент слегка вздрагивает, как бы говоря водителю: Милый, я готов ехать.

Следующие действия: ещё немного приотпускаем педаль сцепления(напомню — левая нога при этом находится на весу), при этом слегка прибавляя газ. Теперь мы будем ощущать желание автомобиля ехать вперёд по довольно заметной вибрации, ведущий и ведомый диски  сцепления пробуксовывают. Кто-то скажет, что это плохо. Наверное, это не очень хорошо. Однако сцепление всегда буксует при трогании. Это нормально. Вот если запахло «палёным» сцеплением, то вы действительно что-то сделали не совсем правильно. Так вот, автомобиль задрожал, тем самым демонстрируя нам свою готовность начать движение.

В этот момент мы останавливаем обе ноги, фиксируем их положение. Затем, нажимая на кнопку стояночного тормоза, слегка поднимаем рычаг и держим его, не отпуская кнопку.
Вот так и сидим, ноги на весу в неподвижном состоянии, стояночный тормоз держим правой рукой и ждём. Чего? Очень просто, ждём того момента, когда автомобиль перед нами начнёт движение. Конечно, тренируемся в одиночестве, чтобы было спокойнее и безопаснее. Однако полезно представить, что перед нами всё же есть автомобиль. Так вот, мы
просто ждём, когда он поедет. Мы же сквозь него не сможем проехать. Вот и ждём. Представляем, что передний автомобиль поехал, тогда всё, что нам нужно сделать — это плавно опустить рукоятку стояночного тормоза, не отпуская кнопку. Кнопку надо держать до тех пор, пока рукоятка не будет опущена в самое нижнее положение.
В силу того, что мы удерживали автомобиль, уже готовый к движению, с помощью стояночного тормоза, опускание рукоятки ручника приведёт автоматически к тому, что автомобиль поедет. Если мы при этом продолжим отпускать педаль сцепления и нажимать на педаль газа, автомобиль будет продолжать движение с ускорением.

Однако не помешает представить такую ситуацию, что автомобили перед нами могут и замедлиться, а может быть и снова остановиться. Поэтому продолжение этого полезного тренировочного упражнения должно выглядеть так: мы не отпускаем педаль сцепления полностью. Работая одновременно и координированно педалями сцепления и газа, надо
добиться того, чтобы наш автомобиль снова остановился. Обратите внимание на то, что педаль рабочего тормоза отпущена, стояночный тормоз тоже отпущен, мы удерживаем автомобиль в неподвижном состоянии педалями сцепления и газа. Если мы начнём отпускать сцепление, автомобиль поедет вперёд. Начнём чуть нажимать на педаль сцепления — автомобиль начнёт плавно смещаться назад, скатываться с горки. Наша задача состоит как раз в том, чтобы «поймать» такое положение педалей сцепления и газа, когда автомобиль как бы зависает в положении неустойчивого равновесия. Это вполне возможно, просто требуется некоторая тренировка. Пригодиться такой навык может при движении в горку в плотном потоке, когда автомобили периодически то останавливаются, то вновь трогаются. Если вы освоите это упражнение в совершенстве, значит — хорошо прочувствовали все органы управления вашим железным конём.
Что же касается обычного трогания в горку, то есть того упражнения, которое выполняют все ученики на практическом экзамене по вождению на площадке, то рекомендуется отрабатывать его до такой степени, чтобы вы могли тронуться на горке 10 раз подряд. При этом ни разу не заглохнув, ни разу не откатившись назад ни на
миллиметр. Ну и очень желательно, чтобы при этом ни разу не запахло «палёным» сцеплением. Это будет значить, что вот теперь вы действительно научились трогаться в горку
с «ручника». Удачи.