1. Общие положения

Правила дорожного движения начинаются с «Общих положений».

Это первый раздел правил, в котором формулируются основные понятия, даются определения. С формальной точки зрения до логической стройности и непротиворечивости в наших ПДД довольно далеко.

Хотя надо признать, что формулировки некоторых положений звучат просто потрясающе. Иногда они напоминают музыку высших сфер, никак не меньше. Начинается всё с буквы А. Так как все понятия выстроены в алфавитном порядке. При объяснении некоторых терминов используются термины, которые определяются позже. Ну что тут поделаешь?

«Автомагистраль» — это первое понятие. Приводится соответствующий знак, и перечисляются основные характеристики такой дороги, хотя понятие дороги, и некоторые другие понятия, такие как разделительная полоса, объясняются позднее. Что же такое «Автомагистраль»? Широкая многополосная дорога с разделительной полосой, которая разделяет встречные транспортные потоки. Не имеет пересечений с другими дорогами в одном уровне и имеет статус главной дороги по отношению ко всем примыкающим. Для иллюстрации можно привести МКАД в Москве. Хотя стоит подчеркнуть, что МКАД не является автомагистралью, но она имеет несколько черт, присущих автомагистрали. Она широкая и многополосная. Имеет разделительную полосу в виде железобетонного отбойника. Она также не имеет пересечений с другими дорогами в одном уровне. То есть, перекрёстков на такой дороге в обычном смысле этого слова нет. Нет там и наземных пешеходных переходов.

«Автопоезд» — состав транспортных средств, механического и прицепа. Естественно, и определение «механического транспортного средства», и «прицепа», и просто «транспортного средства «будут приведены в дальнейшем, когда дело дойдет до соответствующих букв алфавита.

«Велосипед» — (тут как раз и начинается музыка высших сфер) — транспортное средство, имеющее два и более колеса и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём. Звучит немыслимо красиво, при этом получается, что велосипед с одним колесом в соответствии с ПДД не является велосипедом. В марте 2014 года появились добавления: велосипед может быть оборудован электродвигателем мощностью до 0,25 кВт, автоматически отключающимся при скорости более 25 км/ч. Интересная мелочь, нюанс — теперь речь идёт не о людях, которые приводят велосипед в движение с помощью своей мускульной силы, а о ЛИЦАХ,  приводящих велосипед в движение с помощью своей мускульной ЭНЕРГИИ, а не силы. Глубокомысленные изменения. Уточняется, что делать они это могут с помощью педалей или рукояток. Интересно, а как ещё можно привести в движение велосипед?

В ПДД не так давно появился ещё один, если так можно выразиться, «термин». «Велосипедист». Ни за что не догадаетесь, что это такое. Лицо, управляющее велосипедом. Конгениально.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Есть здесь парочка интересных моментов. Почему то лица, управляющего гужевой повозкой, в этом списке нет. Зато есть погонщик животных, ведущий их по дороге. Интересно, а если он их ведёт не по дороге, он уже тогда не водитель? Важный момент состоит в том, что во время учебной езды, когда автомобилем управляет обучаемый, формально водителем является автоинструктор — обучающий вождению. Здесь мы подходим к вопросу о том, что такое учебная езда. Подразумевается учебная езда на автомобиле по городу. Дело в том, что учебная езда на мотоцикле по городу не осуществляется. К учебной езде на автомобиле по городу допускаются лица, достигшие 16-тилетнего возраста(«права» можно получить только с 18 лет), знающие и соблюдающие ПДД, а также владеющие базовыми навыками управления транспортным средством. Что такое «ЗНАТЬ ПДД» — никто не знает. В самих ПДД такого определения или термина нет. Знать ПДД — это: и следует списочек из двух или трёх десятков пунктов. Так вот списочка такого в ПДД нет. А вот что такое базовые навыки управления, понятно всем. Ученик может тронуться плавно и не заглохнув, может остановиться плавно и не заглохнув, умеет переключать передачи в движении, умеет пользоваться «поворотниками», крутить руль так, чтобы осознанно направлять автомобиль в нужном направлении передним и задним ходом. При всём при этом у Обучающего вождению(автоинструктора) кроме водительского удостоверения соответствующей категории должно быть «Удостоверение автоинструктора», назовём его так. У меня в этом документе было написано следующее: Мастер производственного обучения вождению транспортных средств категории «В». Учебный автомобиль должен быть оборудован так называемыми «дублирующими» педалями, на педали эти также должно быть специальное удостоверение, паспорт, а сам автомобиль должен быть соответствующим образом обозначен. Опознавательные знаки с буквами «У» и восклицательными знаками, надписи «Ученик за рулём», большой треугольник на крыше с буквой «У», при этом за рулём сидит ученик, у которого нет водительского удостоверения данной категории. Вот это и есть «Учебная езда». Учебная езда по правилам запрещена на Автомагистралях и Дорогах для автомобилей, а также в Жилых зонах и на дворовых территориях, которые по статусу приравниваются к Жилым зонам. В соответствии с тем, что во время учебной езды роль водителя формально выполняется Обучающим вождению(автоинструктором), то именно он несёт формальную юридическую ответственность за любые эксцессы. Конечно же речь идёт о возможных ДТП во время езды.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его поломки или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя, пассажира, или появлением препятствия на дороге. Захотелось водителю писать очень. Не за рулём ведь нужду справлять. Останавливаться придётся. Затошнило пассажира, опять вынужденная остановка. Крепление холодильника на верхнем багажнике ослабло, упасть на дорогу может — опасно ведь. Опять вынужденная остановка. Опять же — колесо прокололи. Снова вынужденная остановка.

«Главная дорога» — объясняется, что такое главная дорога. Приводятся знаки, обозначающие главную дорогу. Это уже знакомый нам знак «Автомагистраль». А кроме него ещё несколько знаков приоритета. Говорится так же о том, что дорога с любым покрытием, асфальтовым, бетонным, булыжным и т.д., является главной по отношению к дороге без покрытия, то есть грунтовой.

«Дневные ходовые огни» введён 20 ноября 2010 г. Это некие внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Мы живём не в Австралии, где автомобилисты, особенно на океанском побережье, а жизнь в Австралии в основном сосредоточена именно на побережье, моют свои автомобили раз в два года и то для порядка. Просто необходимости нет. Пыли там нет, бриз океанский чистенький всё время дует. У нас другая ситуация. Если взять Москву, то дома серые, дороги серые, автомобили в большинстве тоже серые, а погода в основном пасмурная. Так что дополнительно обозначить своё транспортное средство специальными световыми приборами даже днём не помешает. Всё ведь сливается в один серый фон. Если вы смотрите в боковое зеркало, покрытое каплями дождя, да ещё пыльное и слегка запотевшее, то видимость будет, мягко говоря, не ахти. А вот если водитель автомобиля, едущего за вами по соседней полосе, включит эти самые ходовые огни, у вас будет гораздо больше шансов его вовремя увидеть. Не все, даже современные импортные автомобили, оборудуются исходно такими огнями. Это слабомощные, но достаточно яркие светодиодные лампы. Они мало что освещают, да и задача у них другая, зато видно их издалека. А это главное. Их появление связано с заботой о безопасности и экономией. Экономия достигается за счёт малой мощности. Если на вашем транспортном средстве нет дневных ходовых огней, вы можете вместо них использовать либо ближний свет, либо противотуманные фары. И то и другое потребует гораздо больше энергии. А с энергией в современном автомобиле дефицит. Энергопотребителей то много. Гидроусилитель руля, кондиционер, автомагнитола, планшеты, смартфоны и прочее. Все они снижают мощность двигателя. Ведь именно он служит источником электричества, именно он крутит генератор. Если до 20 ноября 2010 г. в светлое время суток надо было ездить с ближним светом только вне населённого пункта, в тоннелях и в условиях недостаточной видимости, то теперь в светлое время суток в ясную погоду и вне тоннелей всегда и везде на движущемся транспортном средстве должны быть включены эти самые Дневные ходовые огни. Что же касается недостаточной видимости, тоннелей и тёмного времени суток, то всё осталось по-прежнему. Ближний или дальний свет.

«Дорога». Как часто бывает, формальное определение почти ничего не даёт ни уму, ни сердцу и может быть полезно лишь профессиональному юристу. Так что же такое дорога?

Оказывается это обустроенная или приспособленнаяи используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Откровенно признаюсь — ощущение однозначное: звучит не очень красиво, и к тому же не очень понятно. Большинство используемых слов сами по себе требуют дополнительного разъяснения. Что такое обустроенный и приспособленный? Всем известно, что в России всё, что угодно, можно приспособить к чему угодно. А что такое «обустроенный»? Вообще вещь в себе.

Полоса земли или поверхность искусственного сооружения звучат занятно. А если дорога не используется, то это уже как бы и не дорога вовсе? С точки зрения практической, то есть подготовки к сдаче экзамена в ГАИ ученику важно запомнить, что тротуары и обочины являются частями или элементами дороги. Автомобиль стоит на дороге. Это может означать, что он стоит на обочине или даже на тротуаре. Хотя на первый взгляд это неочевидно. Из этого определения не очень понятно, является ли дорогой дворовая территории или автостоянка. С понятием дворовой территории мы ещё столкнёмся при изучении знака «Жилая зона». Есть там некоторые неясности.

«Дорожное движение» — вновь начинается музыка высших сфер. Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Во как. Наполнились сознанием важности происходящего?!

“Дорожно-транспортное происшествие» — вот это уже поближе к нашей злободневной реальности. Интуитивно понятно, что это такое, но строгое определение не помешает. Это событие, возникшее (а мне всегда казалось, что событие происходит, а не возникает) в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб. Получается, что если происшествие произошло не на дороге, или без участия транспортного средства, это уже не ДТП. Вот так.

«Мопед» — определение, претерпевшее в недавнем прошлом вместе с термином «велосипед» существенные изменения. Максимальная конструктивная скорость не более 50 км/ч и рабочий объём двигателя не более 50 см.куб. — эти два условия остались неизменными. Но появилось ещё одно условие. Мопед может приводиться в движение также электродвигателем мощностью от 0,25 Квт до 4 Квт. Осенью 2013 г. произошло несколько важных событий в автотранспортной сфере. Теперь водительских категорий не 5, а 16. И по большому счёту пока народ не привык к такому «разнообразию», будет наблюдаться бардак.

«Мотоцикл» — двух-, трёх- и четырёхколёсное транспортное средство(получается, что и квадроциклы) весом до 400 кг. Что интересно, с осени квадроциклы отнесены к новой категории «В1». Как это совмещается с тем, что квадроциклы весом до 400 кг в соответствии с ПДД отнесены к мотоциклам, а на более тяжёлые квадроциклы вроде бы как надо вообще получать «Права тракториста», пока непонятно».

«Населённый пункт». Для нас с вами, как для водителей, населённый пункт не просто застроенная жилыми домами территория. Для нас с вами это такая территория, где действуют положения правил для движения в населённом пункте.

Это и скоростной режим, и приоритет маршрутных транспортных средств, и правила остановки и стоянки, которые отличаются от аналогичных правил вне населённого пункта. Нам надо запомнить следующее: Знак «Населённый пункт» на белом фоне обозначает как раз такую территорию, где действуют разделы правил для движения в населённом пункте. А Знак «Населённый пункт» на синем фоне с точки зрения ПДД ровным счётом ничего не означает. То есть мы находимся вне населённого пункта. Положения правил для движения в населённом пункте в этом случае не действуют. Стоит отметить, что эти самые положения для движения в населённом пункте разбросаны по разным разделам ПДД. Специального раздела, касающегося движения в населённом пункте, в ПДД нет.

«Недостаточная видимость». Видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п., а также в сумерки. Всё конечно замечательно, но вот только прослеживается некоторое отсутствие логики. Ведь в сумерки может быть ясная погода, и мы можем видеть фары встречного автомобиля за несколько километров. Но при этом правила относят сумерки к недостаточной видимости. Ну да ладно. Есть и другая проблема. Как определить, что видимость меньше 300 м? Вот это вопрос. Попросить пассажира с рулеткой перед машиной бежать? Ну, во-первых, рулетка будет довольно большой, а потом зрелище, конечно, довольно забавно будет. А бегущий, наверное, в руках факел должен держать, чтобы его встречные видели.

«Обгон». Термин изменён с 20 ноября 2010 г. Теперь это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на половину проезжей части, предназначенную для встречного движения, и последующим возвратом на свою половину дороги. В связи с такой новой редакцией всё, что мы с вами будем вытворять на МКАД, уже не будет называться обгоном, так как выехать на встречную, на МКАД не представляется возможным. По этой причине запрет обгона справа теперь потерял смысл. Ведь теперь это не обгон, так как не связан с выездом на встречную.

Продолжая тему «обгона», следует упомянуть о том, что значение знака 3.20 «Обгон запрещён» также изменилось. Если до 20 ноября 2010 г. в зоне действия этого знака нельзя было обгонять никого, то теперь можно велосипеды и мопеды, гужевые повозки, мотоциклы без бокового прицепа (попробуй, обгони) и тихоходные транспортные средства.

Стремление к формализации порой приводит к откровенным ляпам. Что такое «Тихоходное транспортное средство»? В Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации приведено описание знака «Тихоходное транспортное средство». Это треугольник красного цвета с жёлтым ободочном. И обозначает он, оказывается, транспортное средство, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная конструктивная скорость не более 30 км/ч. Интересно то, что ничего не говорится о том, с какой скоростью в действительности едет это самое тихоходное транспортное средство. То есть обгонять можно в зоне действия знака «Обгон запрещён» транспортные средства, обозначенные знаком «Тихоходное транспортное средство», а реальная скорость их вообще не определяется. Стрёмно как. Ну да ладно.

«Обочина». Это именно тот пример, когда самостоятельное изучение формального документа может ввести изучающего в заблуждение. Прочитаем, что же такое обочина. Это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 или 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с правилами. У человека, самостоятельно изучающего ПДД, может сложиться впечатление, что по обочине можно ездить. Это верно и в то же время, неверно. Съезжая на обочину для остановки, и начиная движение для того, чтобы выехать с обочины на проезжую часть, вы неизбежно будете некоторое время двигаться по обочине, но отсюда вовсе не следует, что мы имеем право ехать по обочине, как по проезжей части. Хотя в нашей варварской стране на МКАД мы можем постоянно наблюдать толпы автомобилей, движущиеся по обочине.

«Ограниченная видимость». Термин введён 20 ноября 2010 г. На самом деле давно уже пора было его ввести формально, потому что фактически он применяется уже не первый год.

Всё, что связано с рельефом местности, другими материальными и плотными объектами, такими как здания, кустарник, а так же и транспортные средства, всё это относится к ограниченной видимости. То есть полностью непрозрачные, светонепроницаемые объекты. Вспомните, что недостаточная видимость связана с дождём, снегопадом, туманом или дымом. Всё это лишь в той или иной степени ухудшает видимость. Ограниченную же видимость вызывают объекты, которые действительно ограничивают поле зрения. Простой пример: обгон на дороге при правом повороте будет запрещён формально по правилам, так как обгоняемое транспортное средство будет заслонять собой встречную.

«Опасность для движения» даже не буду разбирать, так как на дороге нет безопасных мест. Их вообще в природе не существует. Только вылезли из-под одеяла, сразу подвергаем себя опасности. Неловкое движение в ванной на кафеле, поскользнулись, и головой об раковину — хрясть. И до свидания. Так что наша с вами задача — минимизировать по возможности риски, существующие на дороге в процессе движения по ней транспортных средств. Всё будем делать правильно — авось и доживём до старости.

«Опасный груз» — если вы в ближайшее время не собираетесь перевозить бочки с бензином, тротил, патроны или мины, ядовитые или отравляющие вещества в больших количествах, то можете просто запомнить и взять за правило. Видите бензовоз, а вы его ни с чем не перепутаете. Это жёлтые проблесковые маячки и красная бочка, обычно около 20 тонн,  держитесь от него по возможности подальше. Вот и всё.

«Опережение». Мы едем по одной полосе, а по соседней едет автомобиль медленнее нас. Значит, мы его опережаем.

«Организованная перевозка группы детей». На специальном автобусе со знаком в виде красного квадрата с изображением детей, может осуществляться специальная организованная перевозка группы детей. Водитель такого автобуса. Во время посадки-высадки детей должен включать аварийную сигнализацию. «Организованная транспортная колонна» — три и более транспортных средств, следующих друг за другом с включенными фарами по одной полосе в сопровождении спецавтомобиля с включенным проблесковым маячком синего или синего и красного цвета. Нам с вами, как водителям, надо помнить, что мы не имеем права встраиваться в организованную транспортную колонну и пересекать её.

«Маршрутное транспортное средство». Правила гласят, что это транспортное средство общего пользования, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Термин «маршрутка» это просто жаргон. Предназначена она для перевозки людей по дорогам, движется по установленному маршруту и имеет обозначенные места остановок. То, что водители маршруток останавливаются там, где их просят остановиться пассажиры, это просто нарушение правил. У нас в г. Дзержинском, где я живу, обычные автобусы с таким же успехом останавливаются вне мест обозначенных остановок. Сам пользуюсь, грешен. Но если бы они не останавливались, так я и не пользовался бы. Ну да ладно, это вопрос не столь принципиальный. Хотя ведь в населённых пунктах мы с вами должны уступать дорогу маршрутным транспортным средствам, отъезжающим от обозначенных мест остановок. Думаю, если мы будем уступать и маршруткам, ничего страшного не произойдёт.

Определение «механического транспортного средства» уже использовалось ранее в определении Автопоезда. Так вот, механическое транспортное средство — это транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Есть правда исключение, маломощные двух – или трёхколёсные транспортные средства с двигателем рабочим объёмом менее 50 куб.см. и с максимальной конструктивной скоростью менее 50 км/ч называют обидно мопедами и не относят к механическим. С марта 2014 года к мопедам отнесли также транспортные средства с электродвигателем мощностью от 0, 25 кВт до 4 кВт. Что интересно, с осенью 2013 года, когда власти сподобились увеличить количество категорий аж до 16, появилась категория «М» — мопед. Так вот в связи с введением новых категорий и «подкатегорий» возникло несколько несуразностей. Категорию «М» ввели, а вот экзамены до июня 2014 г никто не спешит принимать. Мопеды пока по сути вне закона. Также осенью  2013 года разрешено сдавать практические экзамены по вождению автомобиля на «автомате» с соответствующей отметкой в водительском удостоверении, однако история та же, что и с мопедами. Разрешение есть, но экзамены на автомате никто не принимает. Возможно, ситуация изменится в июне 2013 года. Но верится в это с трудом, так как уже звучали обещания о том, что уже в феврале 2014 года начнут принимать экзамены на «автомате». Но воз и ныне там.

«Мотоцикл» — это уже механическое транспортное средство, двух-, трёх-, или даже четырёхколёсное, имеющее в снаряжённом состоянии вес не более 400 кг. Транспортное средство в снаряжённом состоянии — это полностью укомплектованное и заправленное транспортное средство без груза и пассажиров. Что интересно, наше, то есть российское определение мотоцикла немного отличается от аналогичного определения, которое даёт  Конвенция о дорожном движении. Если я не ошибаюсь, Россия присоединилась к ней. А значит и наши ПДД должны быть рано или поздно приведены в соответствие с этой конвенцией. В ней четырёхколёсные транспортные средства не относятся к мотоциклам. По нашим же ПДД квадроциклы с весом до 400 кг являются мотоциклами. Если же ваш квадроцикл весит больше 400 кг, Вам, скорее всего, понадобятся «права тракториста». С квадроциклами с осени 2013 года, когда количество категорий было увеличено до 16, тоже произошёл казус. Категория «В» теперь включает так называемую «подкатегорию» «В1» — квадроциклы весом до 400 кг. Однако из вышеприведённого определения следует, что квадроциклы весом до 400 кг относятся к мотоциклам. Тайна сия велика есть.

 «Остановка». Это преднамеренное прекращение движения на время до 5 минут и более, если это связано с посадкой-высадкой пассажиров или погрузкой-разгрузкой транспортного средства. К примеру, везём мы пассажира, своего друга Васю. И в какой-то момент ловим себя на мысли о том, что ему пора выходить. Мы, как положено, подаём сигнал правого поворота, останавливаемся на краю проезжей части в том месте, где остановка не запрещена. Предлагаем Васе покинуть автомобиль по хорошему. А Вася не хочет, ему с нами нравится ехать. Тогда мы начинаем его насильно высаживать, а он упирается, вырывается и снова в машину садится. И так продолжается полчаса. По правилам это остановка. А вот если мы простояли 5 минут и 1 секунду и при этом никого из машины не высаживали и никакие грузы не грузили, то это будет уже стоянка. Но это мы вперёд забегаем, так как до буквы «С» пока не дошли. Стоит обратить внимание на то, что «остановка» — это один из видов прекращения движения. Если мы останавливаемся на запрещающий сигнал светофора или по требованию знака «Движение без остановки запрещено», для того чтобы уступить дорогу пешеходам или другим транспортным средствам, имеющим по отношению к нам преимущество (сюда же можно отнести остановку при движении в пробке), то это будет не «остановка» в терминах ПДД, а служебное прекращение движения. «Перекрёсток». Интуитивно мы понимаем, что это такое. Но есть нюансы. Полезно точно определить, что такое перекрёсток, потому что на перекрёстках, к примеру, запрещается двигаться задним ходом, и, если не вдаваться в подробности, на перекрёстках запрещена остановка. Так вот перекрёсток — это место пересечения или примыкания дорог на одном уровне. Чтобы составить более точное представление об этом, загляните в ПДД. Там довольно ясные картинки, хотя и мелковатые. Обычно перекрёстки являются местами, где шансы попасть в ДТП выше, чем на прямых участках.

Этот факт подтверждается статистикой и расчётами. Поэтому если есть возможность, пересечения дорог организуют в виде развязок. В этом случае пересечения происходят на разных уровнях.

«Прилегающая территория» — довольно часто встречающийся и в реальной повседневной водительской практике и в экзаменационных задачках объект. Собирательный термин.

Так называют и дворовую территорию, и парковку универсама, и территорию АЗС, прилегающую к дороге и соединённую с ней проездом, который в этом случае играет роль второстепенной дороги. Кроме того, пересечение выезда с прилегающей территории не является перекрёстком, поэтому, проехав случайно нужный вам поворот, вы можете, соблюдая определённыё правила безопасности, задним ходом вернуться назад и всё же повернуть туда, куда вам нужно. А вот на перекрёстках движение задним ходом запрещается.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Сам по себе прицеп, в виду отсутствия у него двигателя, не может перемещаться. В Правилах сдачи квалификационных экзаменов в ГИБДД можно узнать много интересного, чего нет в ПДД. Для того, чтобы буксировать прицеп, имея лишь категорию «В», необходимо, чтобы были выполнены два условия. Первое — сумма разрешённых максимальных масс прицепа и автомобиля не должна превышать 3500 кг, а разрешённая максимальная масса прицепа не должна превышать массу автомобиля в снаряжённом состоянии. Обе эти величины, и разрешённую максимальную массу, и массу в снаряжённом состоянии можно узнать в «Свидетельстве о регистрации транспортного средства».

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Есть ведь и другие элементы дороги. Обочина, разделительная полоса, тротуар. Так вот ездить в полном смысле слова можно только по проезжей части, поэтому она так и называется. Хотя можно и по обочине иногда ездить, но только чуть-чуть. Например, для остановки вы будете съезжать с проезжей части на обочину и немного по ней ехать. То же самое и при начале движения с обочины, трогаетесь, едете по обочине и плавно перестраиваетесь на проезжую часть. А вот просто ехать по обочине, как по полноценной полосе движения — это нарушение. Хотя мы с вами можем постоянно наблюдать такую картину на МКАД, Как ни прискорбно, а страна наша пока варварская и малокультурная, мягко говоря.

«Разделительная полоса» — наконец мы дошли до этого важного определения. Я потому с таким восторгом об этом говорю, что в своё время, как и многие начинающие, да и опытные водители, совершенно не понимал, что такое разделительная полоса. Занявшись преподаванием ПДД, и разобравшись с этим вопросом, я испытал чувство глубокого, как говорится, и искреннего удовлетворения. Формально определение звучит так — разделительная полоса — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1(это сплошная линия, предназначенная для обозначения края проезжей части). Разделительная полоса разделяет (потому и называется разделительной) смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств. В ПДД приводятся ещё и картинки, иллюстрирующие это определение. По сути, разделительная полоса разделяет встречные потоки и выглядит  как просто «обычная полоса» на проезжей части, посередине проезжей части, ограниченная сплошными линиями. В этом случае она имеет такое же покрытие, как и проезжая часть. Физически по ней может ехать автомобиль, но нам с вами, обычным водителям, это запрещено. Можно вспомнить Кутузовский проспект. На участке от Триумфальной арки в сторону области разделительная именно такая, она обозначена с помощью разметки и имеет тот же тип покрытия, что и проезжая часть. А вот на МКАД разделительную полосу можно назвать «комбинированной». Она имеет вид железобетонного отбойника, то есть, выделена конструктивно. Но кроме этого она ещё и выделена с помощью разметки, поэтому и предлагаю называть её комбинированной. Ещё один пример: разделительная полоса на большем протяжении Ленинградского проспекта имеет вид газона, ограниченного бордюром. Это тоже разделительная полоса, выделенная конструктивно. Смысл в том, что разделительная полоса разделяет проезжую часть на две проезжих части. На перекрёстке в зависимости от того, какие дороги пересекаются, с одной или с двумя разделительными полосами, может быть одно, два или четыре пересечения проезжих частей. Это важный момент, так как существует 8 дорожных знаков, которые, будучи установлены перед перекрёстком, действуют лишь на первое по ходу движения пересечение проезжих частей, а на следующее уже не действуют.

“Приоритет” — преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Каким? А тем, которые должны уступить дорогу. До буквы «у» дойдём, разберём и этот термин.

У того же Николаева А.Я. в его книжке «Комментарии к ПДД» читаю в комментариях по поводу этого термина, что он позволяет разрешить конфликтные ситуации, когда траектории движения транспортных средств пересекаются. Наивный человек. Конфликтные ситуации возникают всегда и везде и возможность их разрешения определяется, не термином, а способностью человека-водителя или любого другого участника движения быть терпеливым и сохранять самообладание в любой ситуации. Это конечно идеал, но приближаться к нему можно и нужно.

«Препятствие» — термин, введённый 20 ноября 2010 г. Важный термин. Суть в том, что если вы объезжаете «препятствие» с нарушением ПДД, это предусматривает одно наказание, а вот если вы объехали с нарушением ПДД объект, не являющийся препятствием, наказание будет гораздо строже, вплоть до лишения права управления транспортными средствами. Так что надо помнить, что же такое «препятствие». Это может быть и дефект проезжей части, и повреждённое или поломанное транспортное средство, а также транспортное средство, остановившееся с нарушением ПДД, и другой объект, не позволяющий продолжить движение по этой полосе. А вот затор или транспортное средство, остановившееся без нарушения ПДД, не является препятствием. Выводы делайте сами.

«Регулировщик» — любой человек, регулирующий дорожное движение. В том числе сотрудник «милиции» (полиции — язык не поворачивается сказать). Бабушка на железнодорожном переезде. Форменная одежда, отличительный знак, соответствующая экипировка — вот отличительные черты регулировщика. В пункте 6.15 ПДД указано, что в случае если сигналы регулировщика противоречат требованиям дорожных знаков, сигналов светофора и разметки, водители должны руководствоваться в своих действиях сигналами регулировщика. Получается, что регулировщик — это самый главный для водителя человек на дороге.

«Стоянка» — вспомните сначала, что такое «остановка» и сравните эти два определения. Они друг друга дополняют. Так вот, стоянка — это преднамеренное прекращение движения на время более 5 минут, если это не связано с погрузкой-разгрузкой транспортного средства или посадкой — высадкой пассажиров.

 «Тёмное время суток» — только вчитайтесь в эти строки. Ощущаете музыку высших сфер? Лаконично, глубоко и проникновенно. Спартанские цари отдыхают. Это промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних. Только вот в чём незадача. Как всегда, забыли. А что забыли? А забыли определить, что такое сумерки. Ну, ничего, мы и сами сообразим, что сумерки — это когда уже смеркается, но ещё не полностью потемнело, или когда рассветает, но ещё не полностью рассвело. Во, блин, какая котовасия.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо манёвр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление или скорость движения. Обратите внимание на то, что от водителя не требуется безоговорочно остановиться.

«Разрешённая максимальная масса» — фиксированная величина, указываемая в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Установлена заводом-изготовителем в качестве максимально допустимой. Это масса снаряжённого транспортного средства с грузом и пассажирами. Следует иметь в виду, что в правилах используется иногда и другой термин — «Фактическая масса». Машину ставят на весы, и они показывают — 1356 кг. Вот это и есть фактическая масса. Сколько транспортное средство весит по факту в данный момент времени. Термин «Разрешённая максимальная масса» применяется в правилах довольно часто. К примеру, категория «В» означает легковые автомобили, грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3,5 тонн и пассажирские транспортные средства с количеством посадочных мест, не считая места водителя, не больше 8. Довольно много дорожных знаков, действие которых распространяется на транспортные средства с разрешённой максимальной массой либо менее, либо более 3,5 тонн.

“Пешеход”. Правила гласят — пешеход это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Вот так. Продолжаю читать книгу А.Я.Николаева «Комментарии к правилам дорожного движения». По ходу дела, упоминая термин «пешеход», Николаев говорит, что наезд на пешехода — самое распространённое ДТП. Откуда человек взял такую информацию, он не сообщает. Но позволю себе усомниться в справедливости его слов. Может человеком двигали благие побуждения. Надо запугать людей, чтобы и водители, и пешеходы были осторожнее. Но мне не хочется пользоваться ошибочной и неверной информацией. Вы, перемещаясь, по улицам города на автомобиле или пешком, много и часто ли видите наездов на пешеходов? Я конечно не статистическое бюро, но лично я не видел наезда на пешехода уже о-о-очень давно. А вот «простые» ДТП, без участия пешеходов вижу почти каждый день. И смею вас заверить, что большинство ДТП, по крайней мере в крупном городе — это так называемая «жестянка». Когда один к другому притёрся или догнал. Да, ДТП с пещшеходами происходят, но они далеко не самые распространённые ДТП. Кто не верит, откройте справочник По безопасности дорожного движения, который в интерактивном виде присутствует на главной странице сайта МАДИ, и на стр.27 вы сможете прочитать, что количество раненых пешеходов в 1991 г в Норвегии было 2521 чел, а количество раненых людей в автомобиле 16276 чел. Чувствуете разницу. Конечно, в автомобиле при ДТП может находиться сразу несколько человек. Но согласитесь, шансов пострадать при ДТП, находясь в автомобиле, всё же меньше, чем у пешехода. Как бы там ни было, а пассажиры в автомобиле как-то защищены. И если всё же люди в автомобиле пострадали, значит ДТП было серьёзным. Что-то нам подсказывает, что количество серьёзных ДТП должно быть маленьким. Мелких ДТП гораздо больше. Если это вас не убедило, загляните в тот же справочник на стр.34. Из таблички, приведённой там, вы узнаете, что в Норвегии за период 1988-1993 г.г. погибло 348 пешеходов и более 2000 водителей и пассажиров различных транспортных средств. А из диаграммы на стр. 38 вы узнаете, что риск ранения при перемещении на легковом автомобиле почти в 5 раз ниже чем у пешехода. И несмотря на это количество пострадавших в автомобилях людей в несколько раз выше количества пострадавших пешеходов. Вам это о чём-то говорит? Для меня это означает лишь то, что количество ДТП с участием пешеходов во много раз меньше количества всех других ДТП. Так что господин Николаев, надо пользоваться достоверной, проверенной информацией, особенно когда вы пишите серьёзную книжку. Так вот продолжим наш разговор о пешеходах. Нам, как водителям, желательно знать, где в соответсвии с ПДД пешеходы имеют право переходить дорогу. Понятное дело — пешеходы, впрочем как и водители, бывают разные. Вы понимаете, что я подразумеваю. В правилах написано одно, а в реальности может быть совсем джругое. Но всё же знать требования ПДД не помешает. Это поможет нам правильно вести себя на дороге и может пригодиться при разборе возможного ДТП. Так вот, пешеход имеет право пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Что это такое? Место, обозначенное синими знаками с изображением пешехода и(или) разметкой, «зеброй». Кроме того пешеход имеет право пересекать проезжую часть на перекрёстках по линии продолжения тротуаров даже если там нет ни знаков, ни зебры. Более того, пешеход имеет право пересекать проезжую часть и вне перекрёстков, на прямых участках дорог без «разделительной полосы», перпендикулярно краю проезжей части, если в пределах видимости нет пешеходных переходов или перекрёстков. При этом пешеходы не должны создавать помех транспортным средствам. Создавать помех не должны, но переходить имеют право. Вот такие пироги. Если вы водитель, то подумайте над слежующим вопросом. По сути мы сейчас с вами узнали, что пешеходы могут переходить дорогу фактически везде. Никто из них не знает, что дорогу с разделительной полосой вне пешеходного перехода пересекать нельзя. Они не знают, что такое разделительная полоса. Так что от греха подальше и из гуманистических соображений старайтесь всегда и везде уступать дорогу пешеходам. ПДД у нас в этом плане стали с 20 ноября 2010 г. более строгими. Теперь от водителя требуется уступить дорогу пешеходу не только, когда он пересекает проезжую часть, но и когда он только вступил на неё. Представьте, что человек вступил на проезжую часть и стоит на ней к вам спиной и базарит по сотовому. Вы можете проезжать. Ведь требование Уступить дорогу означает, что вы своими действиями не должны заставлять того, кто по отношению к вам имеет преимущество, менять скорость и направление движения. Если пешеход стоит, вы проехали мимо, а он как стоял, так и стоит, вы ведь не заставили его изменить скорость и направление движения?