Начало движение и маневрирование.

4252456В пункте 8.1 данного раздела ПДД говорится о том, что перед началом движения (неважно, передним ходом или задним) или совершением манёвра водитель должен убедиться в безопасности, а также в том, что он не создаёт помех другим участникам дорожного движения. Из этого довольно простого положения следуют довольно важные и далеко идущие выводы.

Тот, кто только собирается начинать движение или готовится к совершению манёвра, должен по правилам уступить дорогу тому, кто уже движется или совершает манёвр. Конечно, не стоит доводить всё до абсурда. Если мы собираемся начинать движение или совершать манёвр, а где-то метрах в 150 от нас плавно движется какое-то транспортное средство, то никакого вопроса или, тем более, противоречия не возникает, так как мы друг другу просто физически не можем помешать в данный момент времени и в данных обстоятельствах. Просто следует вспомнить определение «Уступить дорогу». Не забываем о том, что это требование вовсе не означает обязательного требования прекратить движение. Уступить дорогу – значит не мешать, не создавать помех тому, кто имеет преимущество. Не заставлять его менять скорость или направление движения. Если же мы находимся довольно близко друг от друга(в пределах досягаемости) и наши траектории в ближайшие две-три секунды могут пересечься, вот тут и нужно думать о том, кто кому должен уступать в соответствии с требованиями ПДД. Вынужден заметить, что в подавляющем большинстве случаев вспоминают об этом уже после ДТП.

Кроме того правила требуют от нас с вами, как от водителей, заблаговременно включать соответствующий указатель поворота перед совершением манёвра или началом движения. Что такое «соответствующий» — более или менее понятно. Налево поворачивать хотим – левый указатель включаем. Направо – правый. А вот что такое «заблаговременно» — вопрос открытый. За сколько метров или секунд до поворота или совершения какого-либо другого манёвра необходимо по правилам включать этот самый соответствующий указатель поворота? Правила не поясняют. Если задуматься, это действительно довольно трудно пояснить так, чтобы возникла какая-то определённость. Возможны лишь общие рекомендации. Водителю следует поставить себя на место других участников движения. Мысленно. А так как этих участников может быть и три, и четыре, и пять, становится понятно, что задача эта сложная и требует тренировки, опыта. Рекомендуется ещё соблюдать одно «правило». Не включать указатель поворот, если это может ввести в заблуждение других участников движения. Звучит очень разумно и  это действительно разумная рекомендация. Однако надо учесть следующее обстоятельство. Мы уже упоминали, что участников движения, кроме нас с вами, может быть довольно много, и представить себя одновременно на месте каждого их них – задача не совсем простая, мягко говоря. При этом обратим внимание на то, что все эти участники – люди разные по всем параметрам, они по-разному воспринимают окружающий мир. И это нормально. Мы все разные, двух одинаковых людей не существует. Поэтому все окружающие нас участники дорожного движения, и водители, и пешеходы, и пассажиры, наблюдающие за нами с различных точек, и имеющие каждый свою собственную точку зрения, будут видеть нас и оценивать по-разному. Попробуй угодить на всех. Отсюда следует интересный вывод. Когда включать соответствующий указатель поворота, за сколько метров или секунд до совершения манёвра, и включать ли вообще, введёте ли вы в заблуждение других участников дорожного движения, или нет, водитель, по сути, определяет сам. Обязанность включать заблаговременно соответствующий указатель поворота у водителя есть. Однако как ей пользоваться водитель определяет сам.

Выключать указатель поворота следует по правилам сразу после завершения манёвра. Кроме того, если штатные указатели поворота неисправны (лампочка перегорела, или неисправно реле переключения лампочки), водитель должен подавать сигналы поворота рукой. Такие сигналы часто используют велосипедисты. Поднятая вверх рука означает начало торможения, то есть такой сигнал вытянутой вверх рукой предупреждает едущих за нами водителей о том, что мы собираемся снижать скорость. Это актуально тогда, когда у нас неисправны «стоп-сигналы». Прекращать подачу сигнала рукой о повороте правила разрешают не сразу после выполнения манёвра, а непосредственно перед выполнением манёвра. Это и понятно – чтобы мы могли рулить двумя руками. Здравый смысл подсказывает нам, что рулить двумя руками, а не одной – это правильнее, удобнее и безопаснее, надёжнее. Если вы когда-нибудь сподобитесь (а мы рекомендуем) пройти тренинг по Технике скоростного руления в ЦВВМ Цыганкова Э.С., то вам там будут долго и упорно объяснять, как нужно сидеть за рулём во время управления автомобилем(а в ПДД об этом ничего не говорится). По мнению Цыганкова водительская посадка – это поза готовности к экстренным действиям. Будут долго объяснять, как правильно держать руки на руле, как правильно их перехватывать во время руления. Будут долго, многие часы тренировать вас для того, чтобы движения ваши стали правильными, то есть, рациональными и эффективными с точки зрения эргономики и энергетических затрат. Очень многие водители даже приблизительного представления не имеют о том, какова должна быть «правильная» водительская посадка. Для большинства из них это не поза готовности к экстренным действиям, а поза «вальяжности», когда водитель не сидит, а полулежит, откинувшись назад и с трудом дотягиваясь(если вообще дотягиваясь) руками до верхнего сектора руля, а именно в верхнем секторе руля, и только в нём возможно эффективное скоростное руление. При этом нужно учитывать и тот факт, что такая поза «полулёжа» может привести к тому, что при столкновении водитель может выскользнуть из-под ремня безопасности вперёд, если он вообще был пристёгнут. Следует отметить ради справедливости, что по моим наблюдениям сейчас больше водителей пристёгиваются во время движения, хотя вполне возможно, что это просто мои субъективные ощущения. При этом не могу не обратить внимание и на то, что, опять же по моим субъективным ощущениям, около трети водителей, да и пассажиров, не пристёгиваются.

Если же продолжить разговор о правильной водительской посадке, а правильное положение рук на руле – это составная часть водительской посадки, то очень распространённое явление – это почти полное отсутствие правой руки на руле. У большинства водителей она находится где угодно, но только не на руле. Ради интереса можем попробовать перечислить все возможные варианты. Правая рука держит сотовый телефон – это как пить дать. Правая рука держит сигарету. Это сам бог велел. Возможен комбинированный вариант, когда правая рука держит и сигарету, и телефон. Правая рука помогает исследовать недра собственного носа. Правая рука манипулирует с магнитолой. Правая рука находится на колене любимой девушки. Правая рука лежит на рукоятке переключения передач (даже если переключать нечего – у вас автомат). Ещё один вариант – правая ладонь под вашим собственным бедром. Ну а левая рука – в окне конечно. Больше ей негде быть. Вспомним ещё про позу вальяжности – полулёжа, и картина становится почти полной.

Продолжаем разговор о маневрировании. Видов манёвров у нас с вами как у водителей, немного. Повороты(направо и налево), развороты, смена полосы движения(перестроения), и можно сюда же добавить начало движения передним и задним ходом. Вот и всё.

Перестроение или смена полосы движения. Можно для удобства, особенно начинающему водителю, запомнить простой слоган – Я хозяин полосы. Это значит, что, двигаясь по полосе движения, не меняя её, мы имеем преимущество по отношению к тем водителям, которые перестраиваются в нашу полосу. То есть, тот, кто хочет перестроиться, образно говоря, зайти к нам в гости, должен постучаться, спросить разрешения, и только получив разрешение, может зайти, или въехать в нашу полосу. Он не должен нас «подрезать», как принято говорить на водительском жаргоне. При одновременном перестроении, когда оба водителя одновременно меняют полосу движения и их траектории пересекаются, уступать дорогу должен тот, у кого помеха справа, то есть действует правило правой руки. Правда ради справедливости стоит отметить, что вспоминают обо всех этих правилах обычно только после ДТП. В реальной жизни встречаются и подрезания, и наглые резкие перестроения без включения «поворотников». Надо обратить внимание на то, что все эти подрезания могут происходить по-разному. Можно выделить грубо два основных вида. Первый – когда перед вами перестраиваются совершенно неожиданно, создавая реальную аварийную ситуацию. Второй – подрезают нагло и чаще всего без поворотников, однако осознанно и полностью контролируя ситуацию. Таких водителей можно назвать реалистами – гурманами или любителями дозированной наглости. Думаю, что и они рискуют довольно существенно, так как предугадать реакцию водителя, перед которым ты перестаиваешься, можно далеко не всегда. Он может отвлечься и вовремя не среагировать на ваше неожиданное появление перед ним, он может испугаться и перепутать педали(что вполне вероятно для  неопытных водителей). В общем, маневрирование в условиях плотного городского движения – это занятие увлекательное, романтическое и зачастую имеющее непредсказуемый финал в каждом конкретном случае.

Перед поворотом-разворотом водитель должен заранее занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. При правом повороте по возможности следует держаться как можно правее. Именно «по возможности», так как такой возможности может и не быть. В повороте вдоль бордюра на перекрёстке могут быть припаркованы автомобили. Если всё чисто, то вполне логично, что после правого поворота вы оказываетесь тоже в крайнем правом ряду. А вот теперь при необходимости и при возможности можно перестраиваться левее. После левого поворота необязательно вставать именно в правый ряд. Можно занять тот ряд, который вам удобнее. Если посередине проезжей части на одном уровне с ней находятся трамвайные пути, а знаки «Направление движения по полосам» отсутствуют, то для поворота налево и разворота водитель должен заранее перестроиться на трамвайные пути попутного направления и осуществлять манёвр с них. Если же знаки «Направление движения по полосам» присутствуют, то водитель должен руководствоваться знаками и осуществлять поворот налево или разворот с той полосы, с которой этот манёвр разрешён знаками, а на трамвайные пути в этом случае выезжать для совершения манёвра запрещается.

Круг является исключением. Въезжать на круг можно с любого ряда, а не только с крайнего правого. А вот съезжать с круга следует по общим правилам, то есть с крайнего правого ряда.

Как исключение, водителям крупногабаритных, длинномерных грузовых автомобилей разрешается поворачивать не из крайнего положения. При этом водитель не должен содавать помех другим участникам.

Разворот запрещён на мостах, под ними и в тоннелях, на пешеходных переходах, в местах остановок маршрутных транспортных средств, на железнодорожных переездах и в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении меньше 100 метров. Движение задним ходом запрещается в тех же местах, где запрещён разворот, а также на перекрёстках. Так как задний ход потенциально более опасен, чем передний ход, в правилах есть отдельный пункт 8.12, посвящённый заднему ходу. В нём повторяется то, что описано в пункте 8.1 о том, что перед началом движения (только теперь речь идёт конкретно о движении задним ходом) водитель должен убедиться в безопасности и что его манёвр не создаст помех другим участникам дорожного движения. Специалистами в области безопасности дорожного движения давно установлен факт – для того, чтобы научиться осознанно, правильно, а значит безопасно ездить задним ходом, необходимо «накатать» около 30 км этим самым задним ходом. Имеется в виду не тупое движение по прямой, а маневрирование в ограниченном пространстве. Учитывая этот факт, мы понимаем, что действительно научиться ездить задом в автошколе фактически нереально. Чтобы набрать такой километраж, ученику с автоинструктором придётся посвятить многие десятки занятий исключительно заднему ходу.