2. Общие обязанности водителя

DSCF0470 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, которые водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудника милиции передавать ему для проверки. Обратите внимание: не только по требованию инспектора ГИБДД, но и любого сотрудника полиции.

Следует также обратить внимание на то, что надо передавать документы для проверки, а не просто предъявлять. Если вы идёте по улице и вас просят сотрудники полиции,  предъявить документы, то вы их в самом деле должны предъявить, но передавать для проверки вовсе не обязаны. То есть вы можете просто, держа паспорт в своих руках, открывать и показывать сотруднику милиции соответствующую страницу паспорта.

А вот водитель обязан передать сотруднику полиции в руки следующие документы.

ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ (ПРАВА). Это документ, удостоверяющий, что вы имеете право управлять транспортными средствами соответствующей категории, то есть той категории, которая, как это звучит на водительском жаргоне, «открыта» в ваших «правах». Документ этот имеет определённую форму, которая иногда меняется то в одну, то в другую сторону. С 1 апреля 2014 года введены в обращения новые водительские удостоверения с подкатегориям более подробно с ними вы можете ознакомиться здесь.

Как любой серьёзный документ, этот имеет номер и серию, дату выдачи, фото владельца, его полное имя, место рождения(правда приблизительно). Место жительства, тоже приблизительно. Номер подразделения ГИБДД, выдавшего вам это удостоверение и дату, до которой оно действительно. В России водительские удостоверения выдаются сроком на 10 лет. Если вы гражданин иностранного государства, вам российское водительское удостоверение выдадут на время действие вашей визы. Есть ещё в «правах» и особые отметки. Это несколько строчек в самом низу документа. Там указывается водительский стаж. Так же там может быть написана фраза: Годен в линзах или очках, выданы взамен утерянных.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ. Оно, как и любой серьёзный официальный документ, тоже имеет серию и номер. В свидетельстве указывается марка и модель автомобиля, регистрационный знак(государственные номера), идентификационный номер(VIN) — длинный международный номер, используемый для идентификации транспортного средства. Цвет и номер кузова, год выпуска транспортного средства. Номер двигателя с весны 2011 г теперь не указывается и не проверяется при постановке(снятии) транспортного средства на учёт. Так же в свидетельстве о регистрации указывается серия и номер Паспорта транспортного средства. Этот документ водитель не должен возить с собой. Он хранится дома и по нему в случае утери можно восстановить свидетельство о регистрации. На обратной стороне Свидетельства указываются данные о владельце транспортного средства. Его точный и подробный адрес места жительства для того, чтобы налоговые органы знали, кому высылать квитанции дорожного налога.

ПОЛИС ОСАГО (Обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев). Если не ошибаюсь, с 2003 г в нашей стране действует закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. Если по вашей вине произошло ДТП, то ваша страховая фирма в размерах, предусмотренных страховым законодательством, будет возмещать материальный ущерб, причинённый вами пострадавшей стороне (ОТ 120 000 ДО 160 000 руб).  Если же сумма ущерба превысит эти пределы, разницу вы будете возмещать за свой счёт.

ОСАГО может быть оформлен двумя способами, с ограничением доступа к рулю и без ограничения. В первом случае в полисе указываются конкретные лица, имеющие право управлять вашим автомобилем. Во втором случае любой человек, имеющий права соответствующей категории, будет иметь право управлять вашим авто. Полис ОСАГО без органичения доступа к рулю будет стоить  дороже.

ПОЛИС ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. Увеличивает возмещение ущерба от 1 млн. до 3 млн. и стоит от 1 000 руб. до 2 000 руб. в год! (Сотрудники страховой компании, скорее всего сами предложат оформить его, не отказывайтесь, согласитесь, 2000 руб. в год не стоит наших переживаний и выплат из зарплаты.)

КАСКО. Дорогое удовольствие, но чтобы не произошло с вашим автомобилем, вплоть до полного уничтожения, вам отремонтируют его либо выплатят компенсацию с учетом амортизации.

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ. Водитель должен проходить освидетельствование и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Наверное каждый сообразит, что должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения — это не любой сотрудник милиции (полиции), а лишь инспектор ГИБДД. Обратим внимание на тот факт, что Освидетельствование и Медицинское освидетельствование — это разные процедуру. Освидетельствование проводит вышеупомянутый инспектор, у которого есть основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения. Запах алкоголя изо рта, неустойчивая походка, несвязная речь, дрожание пальцев, изменение цвета кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Спорные всё это признаки, но тем не менее. Предположил инспектор, что вы в состоянии опьянения, и давай совать вам в рот трубочку, которую он вытащил неизвестно откуда, и держит пальцами, которыми перед этим ковырялся неизвестно где. Так вот от такого Освидетельствования вы имеете право просто отказаться. Если уверены, что с вами всё нормально, а инспектор вас просто «разводит» или ему показалось. Требуйте проведения Медицинского освидетельствования. Эту процедуру проводит уже не инспектор ГИБДД, а специально обученный медицинский работник, представляющий медицинское учреждение, имеющее лицензию на проведение Медицинских освидетельствований. Только имейте в виду, что в настоящее время в России принято нулевое содержание алкоголя (0,16 %) в качестве критерия трезвого состояния или вернее отсутствия опьянения. Можно долго спорить, правильно это или нет, но это так. Наверное, это правильно, ведь разреши русскому человеку за рулём выпить бутылочку пивка…. Сами понимаете. Может станем поменьше пить? Так вот, от Медицинского освидетельствования водитель тоже может отказаться, ведь насильно никто не будет заставлять. Но в этом случае он будет автоматически признан находящимся в состоянии опьянения. Поэтому если вы в себе уверены, смело требуйте медицинского освидетельствования и спокойно проходите его.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВОЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. Кроме этого водитель обязан предоставлять своё транспортное средство и сотрудникам милиции, и сотрудникам органов государственной безопасности (страшно звучит, НКВД и КГБ вспоминается, брррр) в случаях, предусмотренных законодательством. Какие молодцы, нам сразу стало ясно, в каких случаях водители должны этим бравым молодцам предоставлять транспортное средство. А также медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в больницу в случаях, угрожающих их жизни. Водитель даже имеет права потом взять справку о том, что он не сидел в ресторане или у любовницы, а помогал доблестным правоохранительным органам бороться с преступностью, поэтому и опоздал на три часа на работу. Предоставить транспортное средство — не значит выскочить из него и остаться сопли морозить на улице. Вы продолжаете управлять своим транспортным средством, оказывая милиции или медикам бесплатную услугу такси. Продолжаем тему «Обязанности водителя».

РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ. При движении в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, водитель обязан быть пристёгнутым, и не должен перевозить не пристёгнутых пассажиров.

А в разделе «Обязанности пассажиров» говорится о том, что при движении в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны быть пристёгнуты. Дело в том, что если ваш автомобиль не оборудован ремнями безопасности, то вы, равно как и ваши пассажиры, могут не пристёгиваться, да и странно было бы требовать пристегнуться в этом случае. Чем пристёгиваться-то, когда на заводе-изготовителе автомобиль не был оборудован этими самыми ремнями безопасности? Речь идёт о старых автомобилях, выпускавшихся в те времена, когда о ремнях безопасности может и слышали, но они были диковинкой и в массовом порядке на серийных авто не устанавливались.

У кого есть сомнения в необходимости применения ремней безопасности, могут зайти на сайт автомобильного журнала «Авторевю». Там есть видеоматериалы, посвящённые крэш-тестам. В замедленном повторе вы сможете увидеть, как ведут себя манекены в автомобиле при лобовом и боковом столкновении в случае, если они пристёгнуты, и также если не пристёгнуты. Очень наглядно и поучительно. В принципе никто нас не может насильно заставить соблюдать правила безопасности. Решайте сами. Кроме всего прочего предусмотрен и штраф за непристёгнутый ремень. 500 р. С 20 ноября 2010 г. обязаны пристёгиваться все, не взирая на лица. А вот раньше могли не пристёгиваться водители и пассажиры автомобилей спецслужб при движении в населённых пунктах, а также обучающий вождению во время учебной езды, то есть, когда за рулём обучаемый. Правда господа полицейские как не пристёгивались, так и не пристёгиваются в подавляющем большинстве. Это назывАется подавать пример обществу.

НЕИСПРАВНОСТИ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩЕНО ДВИЖЕНИЕ. Почему в данном разделе говорится о техническом состоянии транспортного средства? Дело в том, что перед началом движения водитель обязан проверить, а в процессе движения обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. А самые серьёзные, то есть, существенно влияющие на безопасность неполадки перечислены именно здесь. Запомнить их несложно, их всего пять.

— неисправна рабочая тормозная система

— неисправно рулевое управление

— неисправно сцепное устройство в составе автопоезда

— не действует стеклоочиститель(или дворник) со стороны водителя во время снегопада или дождя

— не горят передние фары и задние габаритные огни(из-за неисправности) в условиях недостаточной видимости и в тёмное время суток.

Неисправность рулевого управления и рабочей тормозной системы означает такое их состояние, при котором вы не можете остановить транспортное средство, или изменить направление движения, даже двигаясь с минимальной скоростью.

Неисправность сцепного устройства вас должна волновать с точки зрения безопасности только в том случае, если вы собираетесь буксировать прицеп. Если прицепа нет, то, как вы понимаете, состояние вашего сцепного устройства никого не интересует точно так же, как никого не интересует, есть ли у вас водительское удостоверение, если вы мирно прогуливаетесь по Красной площади.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИШЕСТВИЕ. Ну а теперь перечислим то, что водитель обязан сделать при ДТП. Никто ведь от этого не застрахован.

Даже опытный водитель вполне может стать участником ДТП, и при этом не только по вине другого, менее опытного водителя, но и по своей собственной оплошности. Все мы живые люди.

Участник ДТП должен немедленно остановиться, включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. Затем, если есть пострадавшие(раненые — не дай бог), оказать им первую медицинскую помощь. Надо сказать, что теории в этом плане конечно же недостаточно. Рекомендую посетить курсы первой помощи. Таковые есть при МЧС, при Международном красном кресте и т.д. В интернете можете найти то, что вам больше понравится. В любом случае это может пригодиться не только на дороге, но и при непредвиденных обстоятельствах в быту. Так вот, оказали пострадавшим первую помощь и вызвали Скорую. Если связь не работает, то отправили пострадавших на попутном транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, а при его отсутствии — на своём, если оно на ходу, предварительно зафиксировав положение транспортных средств на проезжей части. Как зафиксировать? Правила не объясняют. Значит любым доступным способом. Или составили схему ДТП, или сделали фотографии с помощью камеры телефона, а может сделали и то, и другое. Доставили пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, оставили свои паспортные данные, номер автомобиля и вернулись на место ДТП, а уж в конце вызвали милицию(полицию, прости господи). Это ещё не все обязанности водителя.

ВОДИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения. Запрещается пересекать организованные транспортные колонны и занимать место в них. Запрещается употреблять спиртные напитки и другую гадость после ДТП, до проведения освидетельствования. Также запрещается пользоваться остовым телефоном без гарнитуры хэндс-фри. Существуют страны, где вообще запрещено разговаривать по мобильному во время движения. Австралия и Болгария например. И это правильно, отвлекает. Заканчивая тему обязанностей водителя, скажем несколько слов о сотовых телефонах. В нашей стране разрешается во время движения пользоваться мобильным телефоном с использованием устройства, позволяющего вести переговоры без рук.

Надо сказать о том, что в некоторых странах вообще нельзя пользоваться сотовым во время движения. Австралия или Болгария, к примеру. Как полицейский может доказать факт использования телефона во время движения? Наверное речь в этом случае идёт в первую очередь о совести и законопослушности граждан.